Победитель общероссийского рейтинга школьных сайтов 2017
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Северо-Западный административный округ

Психологическая безопасность - ключевая характеристика образовательной среды

Тема психологической безопасности в школе понимается педагогическим коллективом, как очень важная, актуальная и необходимая для создания условий, способствующих позитивному личностному росту всех её участников. Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Тема психологической безопасности в школе понимается педагогическим коллективом, как очень важная, актуальная и необходимая для создания условий, способствующих позитивному личностному росту всех её участников. Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» - психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Под психологически безопасной средой школы понимается среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия (создающая психологическую защищённость), обеспечивающая положительное отношение к ней, создающая условия для сотрудничества и диалога, способствующая сохранению и развитию психологического здоровья личности ребёнка и взрослого.

Центральным понятием концепции безопасности является «угроза». Источник угроз, в нашем понимании, носит социально-психологический характер и выступает как проявление психологического насилия*, имеющего как внутреннюю, так и межличностную направленность. Что же угрожает участникам образовательной среды в процессе взаимодействия? От чего следует их защищать, чтобы создать психологическую безопасность? Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьников и педагогов от угроз их достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприя-тию и самоотношению.

Формирование психологически безопасного воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающего благоприятные условия для успешного развития и сохранности психологического здоровья, социально-психологической адаптации, личностного и профессионального самоопределения учащихся и организации деятельности педагогического коллектива – является главной целью работы психологической службы в нашей школе. Поэтому все направления работы психологов ориентированы на выполнение задач, с помощью которых возможно приблизиться к этой цели. Наша психологическая служба участвовала в разработке школьной Программы по улучшению условий профессиональной и учебной деятельности, рассчитанной на пять лет (2009-2014 гг.), в направлении профилактики эмоционального выгорания учителей. Самыми важными, на наш взгляд, условиями, обеспечивающими психологическую безопасность, являются: психологический комфорт в школе и социально- психологическая умелость* педагогического коллектива и эффективность руководства.

Организация работы психологов в направлении создания психологического климата в школе включает проведение акций психологического характера, которые содействуют формированию школьной общности детей и взрослых, интереса к другим людям, оптимизируют межличностные отношения, поднимают общий тонус. Это «Радуга настроений», «Следопыт», проведение тематических недель « Толерантность», «Профориентация», «Неделя здоровья», участие в акциях по профилактике зависимого поведения и акциях антитеррористической и антиагрессивной направленности. Тематические исследования (индекс толерантности, удовлетворённость учащихся и родителей школьным обучением, сформированность классных коллективов, уровень психологического комфорта) дают возможность оценить атмосферу комфорта в нашем учреждении. Возникающие конфликтные ситуации между разными субъектами (ученики, их родители и учителя) в случае обращения за психологической помощью разрешаются в индивидуальном порядке.

В ближайшее время в рамках подготовки к очередному педсовету на тему формирования образа педагога, как структурной части в создании общего имиджа школы, будет проведено исследование взаимоотношений в педагогическом коллективе. Эффективное межличностное взаимодействие в школе создаёт психологически безопасную среду, которая способствует развитию психологически здоровой личности. Поэтому важным условием в этом направлении является ориентация педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми, когда ребёнок является субъектом в обучении и воспитании, а не объектом; когда основным способом взаимодействия и разрешения конфликтов является сотрудничество, а не принуждение; когда основным стилем руководства у педагога выступает демократический стиль, а не авторитарность; когда от ребёнка в первую очередь требуется активность и инициативность, а не послушание и исполнительность. Такое взаимодействие требует от наших педагогов постоянного личностного роста, изменения отношений как к собственной личности, так и к личности воспитанника, преодоление собственных психологических защит, закрывающих собственные личностные конфликты и преодоление сложившихся педагогических стереотипов, способности к терпимости. Такое качественное изменение возможно только в системе специально организованной работы, помощи и поддержки. Нами разработана структура программы повышения психологической компетенции педагогического коллектива, постепенная реализациякоторой будет способствовать гуманизации образовательного процесса, конструктивному самоизменению педагогов , психологизации воспитательного- образовательного пространства школы и осознанию значимости психологической безопасности во взаимодействии людей.

Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования, забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования.

Психологическая служба школы.

*Психологическое насилие - насилие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значи мости или неспособность защитить себя от физического, сексуального или дальнейшего психологического насилия. Психологическое насилие имеет следующие проявления: употребление бранных слов и/или крика; постоянное приставание, допросы и унижение, оскорбления, наносящие вред самооценке; проявление грубости по отношению к друзьям и родственникам, оскорбление их; контроль и/или ограничение действий .Неясные угрозы типа: «Ты у меня доиграешься!» или «Ох, ты допрыгаешься, я тебе обещаю!»

*Социально-психологическая умелость подразумевает в первую очередь личностный рост педагогов, изменение отношение как к своей личности , так и к личности обучающихся воспитанников, умение преодолевать сложившиеся педагогические стереотипы, разрешать собственные внутренние конфликты.